aiden_ko (aiden_ko) wrote,
aiden_ko
aiden_ko

Categories:

СМК. 14. Вражеское слово Кайзен


Приветствую, коллеги!

Продолжим разговор про системы менеджмента качества!

Сегодня мы посмотрим на вражеское слово "Кайзен". Вражеское - это потому что иностранное, к японцам я нормально отношусь, не волнуйтесь )

Но я очень плохо отношусь к тем, кто в целях в области качества пишет "Подать не менее 5 Кайзен-предложений за год". Потому что эти люди не понимают слова Кайзен. Как и смысла системы Кайрио, про которую мы поговорим в следующий раз.

Я еще ни разу не видел в Целях предприятия подачу "не менее 5 Кайрио-предложений за год."

Давайте разберемся, почему же. Надеюсь, это поможет скинуть пелену с глаз молодых менеджеров (инженеров) по качеству и понять что это все понты, и не более.


Начинаем, как обычно, с определений.
Собственно, определение приведено на заглавной картинке.

Концепция Кайзен - это достижение улучшений путем применений малых изменений. (определение мое).

То есть, что такое кайзен-предложение в современной корпорации? Примеры:

1. Для повышения информационной безопасности (ИБ) давайте поставим в офисы шредеры для бумаг, таким образом мы будем уничтожать конфиденциальные документы. Об обучении сотрудников принципам ИБ и культуре использования интернета и электронной почты мы говорить сейчас не будем.

2. При работе согласно стандарта ХХХ выяснилось, что при реализации функции передачи документов из отдела (1) в отдел (2), лучше это поручить отделу (3), тем самым повысив скорость прохождения документов.

3. Предлагаем переставить кулер для воды на метр ближе к офису №ХХ потому что пока сотрудники офиса несут горячий кофе к себе он остывает, чем обескураживает сотрудников и отбивает у них желание работать.

4. Предлагаем покрасить перила лестничных пролетов в цеху в зеленый цвет потому что в интернете написано, что зеленый цвет успокаивает. Цель - снизить эмоциональное напряжение рабочих и количество производственных конфликтов между ними.


Как вы думаете, какой пример из приведенных четырех действительно дельный? А я ведь навскидку пишу, могу еще штук 20 кайзен-предложений выдать на-гора за минут 10. Цель завода будет перевыполнена. А толку?

Проблема Кайзен-подхода в том, что он изначально порочен.

Kai - изменение. Zen - улучшение. Но вот вместе эти вещи не всегда сочетаются.

Не каждое изменение приводит к улучшению.

Наоборот. Запомните: Любое изменение в системе функций подразделения неизменно снижает его эффективность!

Абсолютно любое. А дальше все зависит от того, насколько это "малое воздействие" продумано.

Если оно непродумано и сделано в рамках тупого выполнения целей завода - будет только хуже. За это, кстати, и ненавидят СМК-шников и аудиторов. За то, что мешают работать как было принято. Если лучше ничего не становится.

Если оно продумано, то снижение эффективности проявится только на этапе внедрения нововведений. Потом эффективность вырастет за счет нормальной оптимизации процессов, вероятно, смены персонала, обучения и т.д.

Но сам принцип Кайзен, хоть и порочен в том, что сочетает порой несочетаемые вещи, имеет и положительные стороны.

Например:
Проблема: На этапе закупок выявилась проблема в том, что при закупке станка в комиссии по закупке нет специалиста по станкам, и комиссия не может принять решение о выборе оборудования.
Выход: Включить в документ "Закупки" возможность или требование о привлечении закупочной комиссией соответствующих специалистов к процессу закупки при необходимости.

Проблема решается малой кровью и довольно просто. Это толковое Кайзен-предложение. Но само по себе количество Кайзен-предложений за год не должно быть самоцелью. У нас на заводе такого бреда нет. =)

Просто во всем нужен сначала анализ, а потом действие. И Кайзен-подход вполне оправдывает себя в определенных условиях.

Да, и людям вокруг совсем не обязательно знать, что такое Кайзен-подход. Главное, чтобы люди, отвечающие за СМК понимали что это такое и правильно и вовремя его применяли.

Давайте сделаем основые выводы:
1. Кайзен - это чистая система ситуативного управления. Появилась проблема, внесли изменения, внедрили документ в работу - одну ошибку убрали. То есть это как минимум, коррекция, как максимум - корректирующее действие. Но только по одной проблеме.
2. Кайзен отлично работает на малых предприятиях, где спектр проблем в принципе небольшой.
3. Кайзен отлично работает в пределах подразделения предприятия, когда начальник подразделения путем корректировок должностных инструкций подчиненных настраивает работу своего подразделения.
4. Кайзен в чистом виде очень неэффективен при комплексном управлении большим предприятием, так как ситуативное управление, как правило, очень некомфортно для высшего руководства, которому приходится решать рутинные задачи вместо стратегического управления.


В следующий раз мы поговорим о Кайрио-подходе. А уже потом обсудим комплексный подход к управлению предприятием.

P.S. Из 4 Кайзен-предложений, приведенных выше, толковое второе. Остальное - это шлак ради достижения целей на бумаге, отчета и не более.

P.P.S. Я все еще жду Ваших вопросов и ситуаций для разбора! Оставляйте комментарии здесь, или в группах ВК, где появляется оригинал данной записи:
Система менеджмента качества (для всех)
Группа Помогателей 82 СРЗ (для сотрудников)


Tags: СМК. Ликбез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments