aiden_ko (aiden_ko) wrote,
aiden_ko
aiden_ko

Categories:

СМК. 6. Человеческие ресурсы


Доброго времени суток, коллеги!

Мы продолжаем наш разговор о системах менеджмента качества. Сегодня мы поговорим о человеке в системе. О его необходимости, ответственности и правах.

Текст будет большим, а картинок мало. Это связано с тем, что мы начинаем разговор о самом важном элементе СМК - о человеке. Прошу набраться терпения. Я постараюсь объяснить все на пальцах. Если непонятно - пишите в комментариях вопросы - отвечу на все!

Итак, наш любимый и обязательный к исполнению ГОСТ ISO 9001-2011 про человеков говорит нам:

6.2 Человеческие ресурсы
6.2.1 Общие положения
Персонал, выполняющий работу, влияющую на соответствие продукции требованиям, должен быть компетентным на основе полученного образования, подготовки, навыков и опыта.
Примечание - На соответствие продукции требованиям прямо или косвенно может влиять персонал, выполняющий любую работу в рамках системы менеджмента качества.
6.2.2 Компетентность, подготовка и осведомленность
Организация должна:
a) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на соответствие требованиям к качеству продукции;
b) где это возможно, обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия в целях достижения необходимой компетентности;
c) оценивать результативность принятых мер;
d) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;
e) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте (4.2.4).

Давайте начнем смотреть и анализировать требования стандарта по порядку.

Разберем п. 6.2.1 стандарта.

Он определяет требования к компетентности персонала, выполняющего определенную работу. При этом, требование одно - персонал должен знать что и как делать для выполнения своих обязанностей.

Заметим, это требование не к Обществу, а к персоналу. Это важно. То есть:
1) Персонал должен иметь соответствующее образование и квалификацию;
2) Персонал должен иметь необходимые навыки и опыт.

Способы достижения данных требований следующие:
1) Персонал должен стремиться к повышению своей квалификации, получению соответствующего образования;
2) Персонал должен нарабатывать навык и опыт работы.

А дальше вопрос: как это реализовать? Вот тут и начинается наша работа.

Тут у нас развязаны руки, мы сами выбираем, как нам выполнить требования стандарта. Навскидку предложу несколько вариантов:
1) Наставничество (прикрепление молодого работника к опытному в целях передачи опыта);
2) Организация производственных курсов;
3) Производственно-экономическая учеба;
4) Повышение разрядов рабочих/категорий ИТР со стимулирующими выплатами;
5) Хорошие условия прохождения учебы с отрывом от производства (при наличии возможности у Общества);
6) Консультирование внутри подразделений Общества;
7) и т.д.

Во всем этом кроме экономической обоснованности и финансовой возможности, самое важное - это желание работников повышать свой уровень! И мотивация к этому - это задача начальников подразделений. Не пинками на курсы направлять, а объяснять и доводить до персонала полезность учебы, в том числе для конкретного работника.

Перемена. Котик =)))


Отдохнули? Вот и отлично! Поехали дальше. Разберем теперь требования к Обществу, которые определены п. 6.2.2 ГОСТ ISO 9001-2011.

Итак, по пунктам.
Организация должна:
a) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на соответствие требованиям к качеству продукции;

То есть именно ваши должностные инструкции определяют требования к вашей компетенции на своем посту. Организация определяет свои требования к работникам через организационные документы. Что интересно, если вы выполняете все свои обязанности, то к вам пристать очень трудно. С другой стороны, если ситуация обратная, то будьте готовы к претензиям. Потому что в ЕКС и ЕТКС написаны общие требования к сотрудникам определенной профессии, а вот конкретику определяет именно организация, то есть, завод.

b) где это возможно, обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия в целях достижения необходимой компетентности;

Данное требование обычно не касается исполнителей работ, но является основанием для вашего обучения, если это возможно. То есть, на основании этого требования вы можете требовать повышения вашей квалификации, если это возможно. Допустим, начальник требует от вас того, в чем вы не дока. Просите о повышении квалификации, если это возможно. Понимаю, учиться лень всем, но обучение и вам поможет, и предприятию. Опять же, организация обучения (выбор формы учебы, ее оплаты и т.д.) - это ответственность Организации, а не ваша.

c) оценивать результативность принятых мер;
Это задача ОК (и ТО), мы на ней останавливаться не будем.

d) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;

А вот это задача начальников подразделений. Известная поговорка гласит: Каков поп - таков и приход. Одна из задач начальства на всех уровнях - мотивировать персонал на выполнение процессов СМК (я о них ранее писал), на улучшение СМК путем внесения предложений по стандартам, указания на недостатки и т.д. В общем, здоровая критика еще никому не мешала, и ответственность за осведомленность персонала о важности его работы несет Общество, то есть ваше непосредственное начальство.

e) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте (4.2.4).
Это тоже рядовая обязанность ОК (и ТО), мы ее разбирать не будем отдельно.

Выводы:
1. Организация много чего должна сделать для того, чтобы персонал был мотивирован в развитии Общества. И исполнение этих требований вы вправе отстаивать в общении с руководством.
2. Но основная вещь - это Ваша заинтересованность в том, чтобы сделать завод лучше. Не стесняйтесь использовать свои права, но при этом не забывайте про свои обязанности. Не будьте роботами, если вы видите возможность улучшения чего-либо - предлагайте, это важно!
3. Не думайте, что вопросы с вашей стороны начальству охарактеризуют вас как "самого умного". По опыту знаю, уволить человека за умные вопросы нереально. А вот в становлении СМК такие вопросы очень сильно помогают, потому что указывают на пробелы в документах и организации процессов. Одним словом - чем больше вопросов, тем больше пользы. Это не парадокс, это закон. Те, кто задают вопросы помогают решать проблемы, и в этом их прелесть )

А в следующий раз мы поговорим про конкретные случаи взаимодействия людей в системе.
Спасибо за внимание!



Tags: Ликбез, СМК
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments