aiden_ko (aiden_ko) wrote,
aiden_ko
aiden_ko

Category:

ЛикБез. Протекторная защита.

Согласитесь, первое что всплывает в мозгу у тех, кто не имеет отношения к кораблям это вот:


Но у кораблей нет колес (кроме тех, что привязывают по бортам, чтобы корпус не мять о причалы - это вообще-то русское изобретение в замену утерянных кранцев), поэтому протекторы для кораблей другие, хотя имеют тоже защитную функцию.


Дело в том, что для корабля соленая вода - это как для автомобиля столб. И то и то вызывают разрушение корпуса. Столб - ввиду столкновения и быстро, а соленая вода, отличный электролит, - ввиду коррозии и медленно, но верно. И если срок службы среднего (по европейским меркам) автомобиля лет 5-10, то срок службы балкера или крейсера по тем же меркам лет 30-50. И понятно, что если на корпусе машины появится коррозия, то и бог с ней, только вид испортит. А для корабля это вопрос живучести, потому что через любой свищ (отверстие в корпусе корабля коррозионной природы) будет поступать вода.

Корпуса кораблей и судов защищают от коррозии окраской. Обычно это многослойное покрытие, включающее в себя грунт, два-три слоя эпоксидного покрытия типа SeaGuard, а поверх еще два-три слоя "необрастайки", то есть покрытия, снижающего обрастание подводной части корабля микроорганизмами, которые, хоть и маленькие, но очень сильно влияют на ходкость судна. Но этого недостаточно. Поскольку морская вода соленая, то ее электролитические свойства весьма значительны, а где есть металл и электролит сразу возникает электролитическая диссоциация, а, следовательно, коррозия. Как выход - можно делать корпуса судов из химически нейтральных металлов, например из титана, как корпус, к примеру МПЛАТРК проекта 945:

Можно делать корпуса из бронзы, чему примеров привести не могу, ибо нету таких. Вы понимаете, что титан как конструкционный материал, применим для подводных лодок, хоть и дорого обходится. Танкеры никто из титана строить не будет. Но ведь проблемы борьбы с экологами коррозией есть и у танкеров. И что делать?

Вот тут и приходит нам на службу Ее Величество Химия и Ее величество Физика.

Человек придумал одну простую вещь, особенно понятную электрикам. Дело в том, что более активные металлы вступают в реакцию с электролитом и растворяются намного быстрее пассивных. И при этом, что и составляет суть процесса, электролит пассивируется, то есть перестает быть таковым. Пример. Автомобильный аккумулятор заполнен раствором серной кислоты. Но со временем, она превращается в воду, поскольку объем свободных ионов с каждым циклом зарядки и разрядки уменьшается. При этом изнашиваются свинцовые решетки. (Процесс мною сознательно упрощен для понимания сути дела). Вот как раз свинец тут и играет роль протектора.

Давайте посмотрим на фото балкера, выброшенного на мель:


Это винторулевая группа выброшенного на мель балкера Pasha Bulker. Видите непонятные серые бруски на корпусе серого цвета? Вот это и есть протекторная защита корпуса. Иногда ее называют катодной защитой. Суть в том, что эти бруски из сплава алюминия, цинка или магния имеют большую электроактивность, нежели металл корпуса, и поэтому нейтрализуют электролитические свойства соленой воды рядом с собой, при этом постепенно растворяясь в ней. Протекторы корабля, как и шины автомобиля - расходный материал, при каждом доковании оценивается их степень разрушения, и, при износе их более 50%, срезаются и навариваются новые.

Кроме корпусов кораблей защите подлежат и трубопроводы забортной (соленой) воды. Нет ничего хуже повреждения корпуса и течи. Но не менее геморройно коррозионное повреждение трубопроводов забортной воды где-нибудь в трюме, во втором дне корабля, куда и ребенку протиснуться трудно. Поэтому протекторную защиту ставят и в трубопроводах. Примерно (картинка не соответствует реальности, но другой не нашел) это выглядит так:


Кольцевой протектор ставится между фланцами трубопроводов и так же пассивирует морскую воду, снижая коррозию.

Протекторы ставятся на все поверхности ниже ватерлинии. В том числе, и на сами винты корабля, как на ступице винта между лопастями, так и в водометном движителе в проточном его канале:



Таким образом, вместо корпуса корабля и подводных его механизмов в соленой воде растворяются протекторы. При наличии протекторной защиты подводную часть корпуса можно и не красить. растворяясь, протекторы пассивируют воду и она становится не агрессивной средой (вспомним про то, что ржавчина образуется только есть после смачивания водой (пресной) металл соприкасается с кислородом воздуха, а тут все под водой). Согласно современной теории коррозии, она вызвана диффундированием атомов водорода в металл. Когда свободные атомы водорода заняты разрушением протекторной защиты - корпус корабля может жить спокойно.

Вот такая штука - протекторная защита корпусов кораблей. Если есть неточности - прошу отметить в комментариях. Но помнить, что я старался максимально просто объяснить суть для простых людей, не связанных с кораблями.
Tags: ЛикБез, Работа, красиво
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments